Штампованные сосуды с бирюзовой глазурью из раскопок золотоордынского Солхата

Штампованные сосуды с бирюзовой глазурью из раскопок золотоордынского Солхата

Stamped Pottery Featuring Turquoise Glaze Excavated at Golden-Horde Solkhat

JOURNAL: Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria, 2024, Volume XXIХ

Publication text (PDF): Download

AUTHORS:

Seidalieva Dzhemile E., V. I. Vernadsky Crimean Federal University

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.29039/2413-189X.2024.29.234-242

PAGES: from 234 to 242

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Golden Horde, Crimea, Solkhat, stamped pottery, turquoise glaze

ACKNOWLEDGMENTS: This work was carried out within the framework of the state assignment no. FZEG-2023-0004 Historical Experience of Interethnic Interaction in the Crimea from Antiquity to Modernity, supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

ABSTRACT (ENGLISH): Archaeological researches of Golden-Horde city of Solkhat and its close environs uncovered local and imported stamped pottery originating from the layers from the late-thirteenth to the early-fifteenth centuries. The group of imported glazed ware from Golden-Horde Solkhat and its environs consists of the fragments of vessels made of kashi, celadon, Spanish lustre, as well as stamped yellow-clay and imported red-clay vessels from other areas of the Ulus of Jochi. Especially interesting are embossed yellow-clay artefacts showing the ornament with under-painting of blue (turquoise) glaze. These vessels are globular, with a high conical neck, widening towards the top. As a rule, they are single-handled: the vertical handle of specifically profiled cross-section, the upper junction is located in the middle of the neck, the lower one in the upper body. The bottom rests on a high, slightly conical ring-foot. The place where this ware was made is a matter of discussion. As the finds in question are rare, I. V. Volkov has supposed that they were produced for a short period of time. In Solkhat, they originate from the assemblages dating back to the second half of the fourteenth century. Most likely, the Crimean Yurt of the Golden Horde got these embossed yellow-clay jugs with the population migrating to Solkhat. These artefacts are very few in number on the territory of the settlement and in its close environs. So far, the place where they were produced remains obscure; however, the researchers have suggested that they could have been made in the North Caucasus region, in the city of Madzhar. Stamped ware with turquoise glaze painting, excavated at the medieval city of Solkhat, are published for the first time.

Изделия с тисненым орнаментом изготавливали в странах Востока с IX по XV в. для подражания дорогим чеканным сосудам [7, с. 91; 6, с. 174–175; 15, с. 203]. Вероятно, штампованная посуда была рассчитана на среднюю социальную категорию населения города, так как металлические сосуды, скорее всего, были дорогими для значительной части жителей.

Объектом нашего исследования являются особые штампованные кувшины, раскрашенные бирюзовой или синей глазурью. На территории городища Солхат и ближайшей округи данные изделия малочисленны. Некоторые исследователи предполагают, что штампованные кувшины, у которых детали орнамента расписывали бирюзовой глазурью, изготавливались в Маджаре [5, с. 89–90], хотя там их находки так же немногочисленны [3, с. 35] и пока на городище матрицы-калыпе не обнаружены [4, с. 176–182]. Н. М. Булатов отмечает, что эти изделия активно экспортировались, в том числе и в Крым [1, с. 46–59]. Аналогичные изделия были обнаружены на Царевском городище и хранятся в Государственном Эрмитаже [16, с. 60, рис. 9; 8, с. 145, 203, № 161], при раскопках Куня-Ургенча [20, с. 41–45], на Селитренном городище [19, с. 146–147], также встречаются в Хорезме [2, с. 306, 308], на городище Сарайчика (Западный Казахстан) [17, с. 154–159; 13, с. 281]. Аналогичный кувшин опубликован также из Западного Казахстана, датируют его XIV–XV вв. [21, p. 28–29, 197].

Сосуды сферической формы с высоким коническим горлом, расширяющимся кверху. Как правило, одноручные, вертикальная ручка в сечении сложнопрофилированная, верхний прилеп располагается в середине горла, нижний – в верхней части тулова. Дно на высоком, слегка конусовидном кольцевом поддоне. Черепок в изломе желтого (цвет варьируется от темного к светлому оттенку) цвета, тесто плотное с высокой пористостью, без видимых включений. Снаружи сосуды декорированы штампованным орнаментом в виде геометрических мотивов, отдельные элементы которого выделены монохромной бирюзовой и синей глазурью до половины сосуда.

Желтоглиняная тисненая керамика, которая обнаружена в Солхате, происходит из следующих комплексов: Средневековая баня (рис. 2,5) и ее округа (рис. 1), архитектурный комплекс медресе-мечети хана Узбека (рис. 2,23,6), Куршун Джами (Свинцовая мечеть) (рис. 2,4) и поселение Кринички II (рис. 2,1). Большинство фрагментов и археологически полный профиль кувшина происходят из закрытых контекстов, датирующихся по нумизматическим материалам и сопутствующим находкам второй половиной XIV в.

Целый кувшин (рис. 1) обнаружен в 2018 г. в Георгиевской балке, в округе средневековой бани в колодце. Одноручный кувшин шаровидной или сферической формы с узким коническим горлом, слегка расширяющимся кверху, на высоком кольцевом поддоне. Тулово составлено из двух штампованных половин. На горле сосуда расположены вертикальные линии бирюзового цвета и точки ультрамариновой (синей) краской между ними. Тисненый орнамент верхней части тулова украшен бирюзовой и ультрамариновой (синей) поливами. Декор располагается так называемыми ярусами. Верхний ярус заполнен сельджукским узлом счастья, который идёт по кругу и соединяется между другими V-образными фигурами. Следующая линия составлена из плетёнки, в виде соединяющихся медальонов овальной формы, образуемых стилизованными побегами. Внутри медальонов – цветок с тремя лепестками, раскрашенными ультрамариновой глазурью. Третий ряд, который находится на стыке двух половин кувшина (так называемый пояс), декорирован рисунком бирюзовой глазурью в виде семи точек, образующих стилизованный цветок. Нижняя часть тулова орнаментирована штампованным орнаментом в виде вертикальных линий-ёлочек (первый ряд) и линий медальонов, расположенных в три ряда. Нижняя часть кувшина не расписана глазурью. Ручка с внешней стороны подкрашена бирюзовой поливой в виде z-образной линии, расположенной вертикально.

Глубина колодца составила 4 м, диаметр 2,05 м. Заполнение колодца было вынуто методом разреза до дна, благодаря чему удалось установить, что заполнение колодца сложилось в три этапа (слоя), в верхней части колодца заполнение такое же как в яме 3 и, вероятно, относится к позднему этапу функционирования комплекса. После фиксации был вынут грунт во второй половине колодца. В заполнении колодца обнаружено значительное количество археологического материала (археологически полные профили керамических сосудов, изделия из металла, нумизматический материал) [11, рис. 235–249]. Примыкающая к колодцу «траншея» в западной части шурфа 7 в ходе дальнейших исследований (расширения шурфа на запад) оказалась ямой (яма 3 по общей нумерации хозяйственных ям участка исследований). Яма 3 впущена в материковую поверхность. Форма ямы сложно поддаётся реконструкции, так как нарушена траншеей газопровода 2011 г. Глубина ямы 1,5 м, ширина около 2 м [11, рис. 95–91]. Заполнение ямы – плотный коричневый суглинок, содержащий значительное количество материала (фрагменты керамических сосудов, металлические изделия, монеты).

В заполнения колодца обнаружено большое количество фрагментов и археологически целых форм кухонной и столовой керамики с монохромным и полихромным покрытием, без декорирования и с орнаментом, выполненным в технике «сграффито» и подглазурной росписью белым ангобом («Monochrome Glazed (Green) Ware»; «Monochrome Sgraffito (Green or Brown) Ware»; «Polychrome (Green and Brown; Green, Yellow and Brown) Sgraffito Ware»; «Slip-painted Ware»; («Monochrome Stamped (Green) Ware») и др. Из импортных сосудов встречаются фрагменты изделий из Хорезма, Поволжья, а также керамика группы «юго-западного Крыма» [10, с. 19; 11, рис. 235–249].

Фрагмент стенки горла желтоглиняного кувшина (рис. 2,1) снаружи расписан завитками бирюзового цвета. Он обнаружен на поселении Кринички II, происходит из заполнения хозяйственной ямы 4 (закрытый комплекс, диаметр – до 2,15 м, глубина – до 0,74 м), обнаруженной на участках В4 и Г4 на глубине 2,11 м от уровня дневной поверхности. Профиль грушевидной формы, борта ямы сужаются ко дну. Заполнена черноземом, перемешанным с материковым суглинком, гончарной керамикой и костями животных [9, с. 14–15]. Из нижней части заполнения происходит фрагмент дна от чаши на кольцевом поддоне, покрытой изнутри монохромной светло-зеленой глазурью с орнаментом в технике «сграффито» (группа «Monochrome (Green) Sgraffito Ware»); с внешней стороны на дне присутствует граффити в виде тамги. Также обнаружено множество фрагментов сосудов открытого типа, покрытых монохромной и полихромной глазурью с орнаментом в технике «сграффито» и с подглазурной росписью белым густым ангобом (группа «Slip-painted Ware»), обломок дна на кольцевом поддоне от сосуда открытого типа (чаши?) со сквозным отверстием по центру, заготовки пряслиц или фишек для игр, изготовленных из стенок керамических изделий.

Фрагмент ярко выраженного воронковидного горла желтоглиняного кувшина (рис. 2,5) с рельефным валиком посередине горла. Внешняя поверхность орнаментирована звездочками, расположенными в виде мелкого шахматного узора. Данный орнаментальный пояс отделен упомянутым ребром от расположенного ниже и состоящего из лепестков. Внешняя поверхность валика и края венчика покрыты толстым слоем голубой глазури, с внутренней стороны переходящей в темно-синюю. Орнаментальный пояс в виде звездочек, помимо этого, украшен чередующимися точками темно-синей и голубой глазури. Он происходит из слоя коричневой глины, перекрывающей слой разрушения в помещении Б в средневековой бане в Георгиевской балке. Площадь помещения Б составляет 13,75 м² (3,58×3,84 м). Западная стена сохранилась полностью, ее длина составляет 3,84 м, максимальная сохранившаяся высота – 0,96 м. При этом сама стена толщиной 0,78 м сохранилась на высоту 0,2 м и с внутренней стороны покрыта тройным слоем штукатурки. Остальную сохранившуюся часть стены составляет гиппокауст высотой соответственно 0,76 м. Восточная стена помещения Б также сохранилась полностью. Северная стена помещения Б оказалась практически полностью разобранной, сохранился только участок длиной 0,9 м, примыкающий к северо-восточному углу. Высота его не превышает 0,4 м, а толщина составляет 0,82 м. Внутренний панцирь южной стены помещения Б, смежной с помещением А, конструктивно несколько отличается от остальных панцирей стен бани. Максимальная его высота составляет 0,75 м, выступающего паза для установки плит перекрытия пола помещения Б здесь предусмотрено не было. Его роль выполняла однопанцирная кладка толщиной до 0,18 м, пристроенная вплотную к внутреннему панцирю стены гиппокауста. Кладка сложена небрежно на известковом растворе, смешанном с глиной. Верхняя отметка этой кладки в юго-западном углу практически соответствует уровню паза в западной стене помещения Б. Не исключено, что столь мощная подпорная кладка была вызвана тем, что в юго-восточном углу внутренний панцирь южной стены и внутренний панцирь восточной стены помещения Б дал трещину.

Слой рыхлой коричневой глины максимальной толщиной возле западной стены до 0,5 м. Верхняя отметка этого горизонта полностью соответствует верхней отметке сохранившихся стен помещения Б. Археологический материал, представленный в этом горизонте, богат и разнообразен. Тарная керамика представлена фрагментами оранжевоглиняных кувшинов разных типов и константинопольских амфор с дуговидными ручками. Значительный процент керамического комплекса составляют фрагменты горшков, иногда с рифленым туловом, часто с плоским венчиком, отогнутым практически под прямым углом по отношению к горлу и овоидному тулову под поливой зеленого цвета. Поливная столовая керамика представлена фрагментами стенок и кольцевых поддонов красноглиняных тарелок под одноцветной поливой светло-желтого или зеленого цвета. Крупными фрагментами верхних и нижних частей представлены красноглиняные тарелки с растительным и геометрическим орнаментом «сграффито» и др. Импортная керамика представлена мелкими фрагментами кашинных сосудов с росписью голубой глазурью, а также фрагментом кашинной облицовочной плитки, покрытой глазурью голубого цвета [14, с. 13–14].

В 2015 году при исследовании территории мечети Хана Узбека на участке А5/А6 в заполнении строения 1 был найден фрагмент стенки желтоглиняного штампованного изделия (рис. 2,6). Снаружи покрыт белым ангобом и декором в виде геометрических фигур (точек и квадратов), подкрашенных бирюзовой глазурью [12]. В 2023 г. так же на территории архитектурного комплекса медресе-мечети Хана Узбека обнаружено 12 фрагментов от одного желтоглиняного кувшина (рис. 2,23). Фрагментированный одноручный кувшин шаровидной или сферической формы с узким коническим горлом, слегка расширяющимся кверху, на высоком кольцевом поддоне. Тулово составлено из двух штампованных половин. Роспись глазурью на данных фрагментах отсутствует. Они найдены в 18-ти метрах на запад от северо-западного угла мечети, где в 4-х метрах от стены был заложен шурф 1. В нем обнаружена яма правильной формы, округлая в плане (диаметр – около 1,62 м, глубина – 2,47–2,52 м). Стенки ровные, вертикальные, слегка подкруглены у дна. В заполнении ямы обнаружено большое количество фрагментов тарных сосудов (амфоры типа IV по Гюнсенин, пифосы, тарные кувшины местного производства и др.), столовой керамики с монохромным и полихромным покрытием, без декорирования и с орнаментом, выполненным в технике «сграффито» и подглазурной росписью белым ангобом («Monochrome Glazed (Green) Ware»; «Monochrome Sgraffito (Green) Ware»; «Polychrome (Green and Brown) Sgraffito Ware»; «Slip-painted Ware»). Так же обнаружено большое количество фрагментов штампованных кувшинов местного, солхатского производства с покрытием монохромной глазурью («Monochrome Stamped (Green) Ware»). Из импортных сосудов встречаются фрагменты изделий из Византии, Маджара, Китая, Хорезма, Поволжья, Ирана.

При исследовании Свинцовой мечети в 2023 г. на участке 3’ в слое темно-коричневого суглинка найден фрагмент дна на кольцевом поддоне, черепок в изломе жёлтого цвета, снаружи имеется остаток голубой глазури (рис. 2,4).

В Центральном музее Тавриды хранится богатая коллекция (343 единицы), которая, возможно, происходит из раскопок 20–30-х гг. XX в. (экспедиция А. С. Башкирова, У. А. Боданинского, И. Н. Бороздина). В ней обнаружен фрагмент желтоглиняного кувшина со штампованным орнаментом, снаружи покрыт белым плотным ангобом и декорирован бирюзовой глазурью (рис. 2,7) [18, с. 290].

Таким образом, на данный момент установить происхождение данных сосудов затруднительно. Так же отсутствует единое мнение, где изготавливались данного вида штампованные кувшины. Так как находки таких сосудов редки, И. В. Волков предполагает, что они производились небольшой отрезок времени. В Солхате они происходят из комплексов, датирующихся второй половиной XIV в. Вероятнее всего, данные желтоглиняные тисненые кувшины поступали в Крымский Юрт Золотой Орды с населением, которое переезжало в Солхат.

Рис_1_Сейдалиева

Рис. 1. Штампованный кувшин с бирюзовой глазурью из Солхата из раскопок в Георгиевской балке

Fig. 1. Stamped jug with turquoise glaze from Solkhat, excavated in Georgievskaia Ravine

Рис_2_Сейдалиева

Рис. 2. Штампованные изделия, происходящие из раскопок Солхата и ближайшей округи

Fig. 2. Stamped ware excavated at Solkhat and its close environs

REFERENCES

  1. Bulatov N.M. On the Formation of Ceramic Crafts in the Golden Horde Citieskh. Vestnik MGU [Moscow State University Bulletin], 1969, no. 2, pp. 46–59.
  2. Vakturskaia N.N. Chronological Classification of Medieval Ceramics of Khorezm (9th–17th Centuries). Keramika Khorezma [Ceramics of Khorezm], Moscow, 1959, pp. 261–342.
  3. Volkov I.V. Glazed Ceramics of Majar. Polivnaia keramika Vostochnoi Evropy, Prichernomor’ia i Sredizemnomor’ia v X–XVIII vv. Tezisy II mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Glazed Ceramics of Eastern Europe, the Black Sea Region and the Mediterranean in the 10th–18th Centuries. Proceedings of the II International Scientific Conference]. Yalta, Crimean branch of the Institute of Archaeology of the National Academy of Sciences of Ukraine Publ., 2007, pp. 33–42.
  4. Volkov I.V. Ceramics of the Golden Horde City of Majar. Arkheologiia evraziiskikh stepei [Archeology of the Eurasian steppes], Kazan, 2016, vol. 23, pp. 139–222.
  5. Volkov I.V., Panina E.L. Stamped ceramics of the Golden Horde cities. Sredniaia Aziia. Istoriia. Arkheologiia. Kul’tura. Materialy konferentsii, posviashchennoi 50-letiiu nauchnoi deiatel’nosti G.V. Shishkinoi [Central Asia. History. Archaeology. Culture. Proceedings of the conference dedicated to the 50th anniversary of the scientific activity of G.V. Shishkina]. Moscow, State Museum of the East Publ., 2001, pp. 89–91.
  6. Grazhdankina N.S. On the history of ceramic production in Central Asia (methods of manufacturing gray clay ceramics in the 9th–13th centuries). Istoriia material’noi kul’tury Uzbekistana [History of material culture of Uzbekistan], Tashkent, 1964, vol. 5, pp. 42–76.
  7. D’iakonov M.M. Paikend Ceramics. Kratkie soobshcheniia Instituta istorii material’noi kul’tury [Brief reports of the Institute of the History of Material Culture], 1949, vol. 29, pp. 89–94.
  8. Zolotaia Orda. Istoriia i kul’tura: Katalog vystavki [Golden Horde. History and Culture: Exhibition catalogue]. St Petersburg, Slaviia publ., 2005, 264 p.
  9. Kramarovskii M.G. Otchet o polevykh issledovaniiakh 1998 g. na gorodishche Solkhata (Krym) arkheologicheskoi ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha [Report on field research in 1998 at the Solkhata settlement (Crimea) by the archaeological expedition of the State Hermitage Museum]. Staryi Krym, St Petersburg, 1999, 200 p. [Manuscript].
  10. Kramarovskii M.G. Otchet Zolotoordynskoi arkheologicheskoi ekspeditsii o rabotakh na gorodishche srednevekovogo Solkhata (g. Staryi Krym) v 2018 g. [Report of the Golden Horde archaeological expedition on the work at the medieval settlement of Solkhat (Stary Krym) in 2018]. Vol. I. St Petersburg, 2019, 209 p. [Manuscript].
  11. Kramarovskii M.G. Otchet Zolotoordynskoi arkheologicheskoi ekspeditsii o rabotakh na gorodishche srednevekovogo Solkhata (g. Staryi Krym) v 2018 g. [Report of the Golden Horde archaeological expedition on the work at the medieval settlement of Solkhat (Stary Krym) in 2018]. Vol. II. St Petersburg, 2019, 197 p. [Manuscript].
  12. Kramarovskii M.G., Seidaliev E.I. Otchet ob arkheologicheskikh issledovaniiakh za 2015 g. [Archaeological Research Report 2015]. St Petersburg, Simferopol, 2016, 263 p. [Manuscript].
  13. Kuznetsova O.V. Ceramics with stamped ornament from the Saraichik settlement. Dialog gorodskoi i stepnoi kul’tur na evraziiskom prostranstve. Materialy IV Mezhdunarodnoi konferentsii, posviashchennoi pamiati professora MGU G.A. Fedorova-Davydova [Dialogue of urban and steppe cultures in the Eurasian space. Proceedings of the IV International Conference dedicated to the memory of Moscow State University professor G.A. Fedorov-Davydov], Azov, Azov Museum-Reserve Publ., 2009, pp. 278–282. (Don antiquities, vol. 10).
  14. Maiko V.V. Otchet ob okhrannykh arkheologicheskikh raskopkakh po trasse gazoprovoda v g. Staryi Krym v 2011 g. [Report on the archaeological excavations along the gas pipeline route in the city of Stary Krym in 2011. Simferopol, 2012, 359 p. [Manuscript].
  15. Naumenko V.E., Seidaliev E.I., Seidalieva D.E. Stamped ceramics of the Golden Horde: history of study. Zolotoordynskaia tsivilizatsiia [Golden Horde civilization], Kazan, 2017, vol. 10, pp. 203–210.
  16. Papa-Afanosopulo K.N. Golden Horde ceramics. (An attempt at systematization and description of Golden Horde pottery). Uchenye zapiski Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Saratov State University], 1925, vol. 3, pp. 52–74.
  17. Samashev Z., Kuznetsova O., Plakhov V. Keramika Saraichika [Ceramics of Saraichik]. Almaty, 2008, 264 p.
  18. Seidaliev E.I., Seidalieva D.E. Glazed Ware from the Golden Horde Period in the Central Museum of Taurida: An Attempt of Attribution of a Collection. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in archaeology, history and ethnography of Tauria], 2021, vol. 26, pp. 283–307.
  19. Fedorov-Davydov G.A. Zolotoordynskie goroda Povolzh’ia [Golden Horde cities of the Volga region]. Moscow, Moscow State University Publ., 1994, 228 p.
  20. Iakubovskii A.Iu. On the origin of the Saray-Berke handicraft industry. Izvestiia Gosudarstvennoi akademii istorii material’noi kul’tury [News of the State Academy of the History of Material Culture], 1931, vol. 8, issue 2–3, pp. 1–48.
  21. The artistic culture of central Asia and Azerbaijan in the 9th–15th centuries. Vol. I. Ceramics / K. Baypakov, O. Kuznetsova, B. Amanbaeva, V. Kol’chenko, Yu. Yakubov, N. Byashimova, E. Muradova, D. Mirzaakhmedov, T. Dostiev. Samarkand, Tashkent, 2011, 256 p.